ЕГЭ по обществознанию




ЕГЭ по обществознанию с ответами

Обществознание ЕГЭ часть 2 с ответами


Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 24.

Культура формирует личности членов общества,
тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением».
Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы:
«Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной?
Именно так считал Зигмунд Фрейд.
Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью.
Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.
Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.             (Н. Смелзер)

Задание 21

Какое определение культуры приведено автором?
Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Задание 22

Назовите три причины, которые, по мнению автора,
ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением».
Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Задание 23

Какие три результата социализации названы в тексте?
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того,
какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 24

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том,
что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов,
и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание 26

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности,
предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Задание 27

В своде обычного права средневековой Франции указывалось:
«Следует знать, что людям нашего века известны три состояния.
Первое – это знатное.
Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью.
Третье – крепостное состояние людей.
Между правами дворян и других людей существует большая разница».
Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях?
Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения (эссе),
обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы.
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы),
при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания,
соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.
29.1. Философия
     «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов».    (В.А. Амбарцумян)
29.2. Экономика
     «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
29.3. Социология, социальная психология
      «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
29.4. Политология
     «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
29.5. Правоведение
     «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Система оценивания заданий часть 2 егэ по обществознанию

21. (Максимальный балл: 2)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции… которые служат для управления поведением;
2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

22. (Максимальный балл: 2)

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) причины по тексту:
– небеспредельные биологические возможности человеческого организма;
– предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;
– факторы окружающей среды;
(Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.)

23. (Максимальный балл: 3)

В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия:
1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);
3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика).
Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия.

24. (Максимальный балл: 3)

Могут быть приведены такие объяснения:
1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.
Могут быть приведены другие объяснения.

25. (Максимальный балл: 3)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знание курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав
и свобод граждан.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности демократического режима.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

26. (Максимальный балл: 3)

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности:
1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);
2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);
3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);
4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).
Могут быть приведены другие примеры.

27. (Максимальный балл: 3)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – социальная;
2) исторический тип стратификации – сословная;
3) критерии стратификации современного общества:
– объём власти;
– уровень доходов;
– уровень образования;
– престиж профессии.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

28. (Максимальный балл: 3)

При анализе ответа учитывается:
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
- наличие пунктов плана, указывающих на понимание
экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
- корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие налогов и их виды:
а) прямые;
б) косвенные.
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная;
б) прогрессивная;
в) регрессивная.
3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через
реализацию следующих функций:
а) фискальная;
б) частичное перераспределение доходов;
в) регулирование экономических отношений;
г) стимулирующая;
д) контрольная и др.
4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.
5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

29. (Максимальный балл: 5)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
К1: Раскрытие смысла высказывания
К2: Характер и уровень теоретической аргументации
К3: Качество фактической аргументации.

Часть 1     |      Часть 2     |     Демоверсия     |     Мини сочинение